Украинская Православная Церковь Храмовый комплекс Константина и Елены /Церковь св. Димитрия Ростовского/
Когда летняя жара прогоняет суету с киевских улиц, когда никто не толкает тебя на улице, уменьшается количество транспорта и стихает шум, а асфальт дымится и плавится от температуры, поневоле начинаешь наслаждаться временным затишьем и с удовольствием бродишь по узким улицам. И только тарахтение стареньких трамваев тебя словно пробуждает ото сна и заставляет оглядываться кругом. И вот здесь на Плоской местности, у подножья киевских гор, ты понимаешь, что сейчас не просто гуляешь по Подолу и его узким улочкам, а переносишься в прошлое, и глаза видят совсем по-другому твой город. И ты начинаешь знакомиться с городом снова.
Подол сохранил многое, и даже множество свидетелей своей истории, как древних, так и сравнительно молодых, несмотря на все старания людей, и стихий, так активно участвующих в создании этой самой истории.
Одни из таких свидетелей отличаются характерной чертой – у них белые стены.
Не такая уж и большая редкость белокаменные здания Подола (для буквоедов — выкрашенные белой краской), но и сказать, что они встречаются с завидной частотой тоже нельзя. Эти белые стены, словно острова, разбросаны на глади Подола. Сегодня сказ пойдет об одном из таких зданий.
Итак, Киев, Подольский район, улица Щекавицкая, 6/8. Когда трамвай маршрутов № 12 и № 19 при движении в сторону Контрактовой площади поворачивает с улицы Кирилловской (бывшая Фрунзе) на улицу Щекавицкую, аккуратно по правую руку за окном проплывает угловое белое двухэтажное здание в стиле украинского барокко (позднего). Церковь Димитрия Ростовского (Дмитриевская) или  же трапезная храма Елены и Константина.
Что примечательно, здание, построенное до печально известного Подольского пожара в 1811 году, не стало его жертвой (по крайней мере, публичных сведений об этом нет, зато другие пожары сыграли немалую роль в его возведении, хоть и немало его донимали). Но, как и другие культовые сооружения, пострадало при советском периоде – здание частично было разобрано и использовалось как общежитие, а впоследствии, как спортзал. Не совсем стандартно, не так ли?
Впервые о нахождении храма на этом месте упоминается в далеком 1682 году – Храм равноапп. Константина и Елены, деревянное здание которого сгорело, и в 1743 году возведен каменный храм. В 1751 году возвели колокольню, авторство которой приписывают киевлянину Ивану Григоровичу-Барскому (Ивану Григоровичу). Однако ретивые исследователи утверждают, что это документально не подтверждено. На втором деревянном ярусе колокольни расположилась церковь Димитрия Ростовского, который после пожара в 1797 году был заменен на каменный. В 1800 году пожар, возникший вследствие удара молнии, повредил колокольню. Но основной конструкции вреда не причинил. В 1830 году проводят капитальный ремонт здания, а в 1865 году проводят реконструкцию, которая и подарила нам это здание, которое мы видим в наши дни.
Спустя сто лет в 1930 году здание церкви равноапп, Константина и Елены сносят, но при этом чудом сохраняется наша трапезная или, же Дмитриевская церковь (о ее функции в советский период упоминалось выше). Более того, в 1948 году даже соорудили в угловой части подобие звонницы и на 15 лет вернули храм в число действующих, после чего его приспособили под спортзал. Именно в это время распространяется утверждение, что это была трапезная церкви, хотя это ничем не подтверждается.
Фасады с причудливыми узорами, вензелями, пилястрами, дошедшие до наших дней, не совсем напоминают культовое сооружение.
Но, тем не менее, в наши дни с 2005 года здание вернули религиозной общине. Храм сохранил посвящение Димитрию Ростовскому, но в тоже время посвящен Св. Константину и Елене, в честь которых расположился приходский храмовый комплекс. И даже появились предпосылки для восстановления облика одной из самых старых церквей Подола.
В храме хранятся святыни: иконы равноапп Константина и Елены, свт. Василия Великого, свт. Димитрия Ростовского и Луки Крымского с частицей мощей.
Автор статьи: Виктория Байдакова
Back to Top